Шахматные автоматы: соотношение «мышлений».
Сегодня компьютер является незаменимым помощником и достойным спарринг-партнером профессиональных шахматистов. Кажется, уже улеглись страсти дискуссии о том, что игра потеряет интерес ввиду неминуемой «компьютеризации». Однако желание создать механизм, способный обыграть сильного игрока, преследовало изобретателей с гораздо более раннего времени – первый шахматный автомат был сконструирован Вольфгангом фон Кемпеленом в середине 18 века. У инженера обнаружилось множество последователей. Об одном более позднем изобретении стоит рассказать, так как оно привлекло внимание российской дореволюционной прессы.
В выпуске журнала «Всемирная иллюстрация» за 1870 год, сообщается об «автоматическом шахматном игроке Гупера». Интересно, что расположен автомат был в знаменитом Хрустальном дворце, спроектированном архитектором Джозефом Пакстоном исключительно из стекла, чугуна и дерева специально для Всемирной выставки 1851 года, проходившей в Лондоне. В известном романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» такое архитектурное произведение будет ассоциироваться с социалистическим будущим. К сожалению, уже через семнадцать лет после выставки дворец сильно пострадал от пожара, но не перестал быть олицетворением технического прогресса. Появление в нём шахматного автомата говорит о сильном интересе к шахматной игре.
(«автоматический шахматный игрок Гупера»)
(Хрустальный дворец в Гайд-парке)
Авторы статьи об "автоматическом шахматном игроке" во «Всемирной иллюстрации» не сомневаются в том, что «главную роль здесь играет не самый механизм, но разумно скрытая разумная сила». А механизм был достаточно любопытным: перед каждой партией его следовало заводить ключом, а состоял он из множества колес и шнурков. Сложно поспорить с их утверждением: «Очевидно, что всё разнообразие движений автомата можно и находчивость его в бесчисленных комбинациях шахматной игры, можно объяснить искусным применением силы электричества или гальванизма, нельзя так как шахматная игра требует мышлений со стороны обоих играющих». Впрочем, даже если речь не идет об искусственном интеллекте, то сам факт передвижения фигур по доске и прочие движения автомата делают честь его создателю. Например, у «автоматического шахматного игрока» были двигающиеся большой и средний пальцы, в случае объявления шаха он кивал головой, а если он объявлял противнику мат, то указывал пальцем на его короля, а при сдаче партии снимал своего короля с доски.
Сам автомат назывался «Гаджеб, чудо востока», потому что представлял из себя фигуру турка. Также как и машина Кемпелена, с фигурой восточного жителя, выполненного из воска. Впрочем, шахматами интересовались не только в Европе, что неудивительно, ведь игра по одной из версий зародилась в Индии. Более того, оба подданных Блистательной Порты показывали изумлённой публике один и тот же фокус: зритель мог поставить коня на любое поле шахматной доски, а автомат отыскивал маршрут, при котором конь проходил каждое из 64-х полей.
Ещё одной загадкой «автоматических шахматных игроков» является то, что ни один из них не сохранился до наших дней. Однако машина Кемпелена успела побывать в музее Филадельфии, но погибла при пожаре. Что касается автомата Гупера, то он и вовсе бесследно исчез в конце 19 века.
20 век стал временем рождения настоящего искусственного интеллекта, а шахматные автоматы, за которых делали ходы опытные шахматисты, искусно спрятанные в их фигурах, окончательно остались на перевёрнутых страницах истории. Впрочем, общеизвестно, что сегодня проводятся турниры между шахматными автоматами-роботами, а также между автоматами-роботами и известными гроссмейстерами. Так, широко известным был матч между А. Грищуком и немецкой машиной KUKA Monstr, окончившейся победой последней со счётом 4,5:1,5.
Значит суть проблемы совершенно не изменилась: шахматные машины и сегодня вызывают не меньший интерес, чем в позапрошлом столетии, олицетворяя прогресс и торжество технической мысли. Современный уровень развития технологий даже подтверждает идею о необходимости «мышлений со стороны обоих играющих». Но интерес к шахматным поединкам между людьми не угас, потому что никакой восторг перед машинной точностью не заменит радости от победы и живых эмоций, которые дарит эта удивительная игра.